Итоги работы «Русагро» в 2020 году
Сахарные заводы
Сахарный бизнес «Русагро» представлен девятью сахарными заводами, расположенными в Тамбовской, Белгородской, Курской и Орловской областях в непосредственной близости к территориям культивирования сахарной свеклы сельскохозяйственным подразделением Компании. В Тамбовской области Компания управляет Знаменским, Никифоровским и Жердевским, в Белгородской области – Чернянским, «Ника» и Валуйским, в Курской области – Кривецким и Кшеньским, в Орловской области – Отрадинским сахарными заводами.
В 2020 г. максимальная мощность переработки сахарной свеклы заводами «Русагро» осталась на уровне предыдущего года – 53 850 тонн свеклы в сутки. За сезон (период с августа по июль) Компания может максимально произвести около 900 тыс. тонн сахара из свеклы без учета выработки сахара из мелассыМаксимальный объем производства сахара «Русагро» оценен исходя из мощности переработки свеклы 53 850 тонн в сутки, 115 дней работы заводов и выхода сахара 14,5 %. Количество дней работы и выход сахара могут варьироваться в зависимости от ряда параметров, включая предложение свеклы на рынке и уровень ее сахаристости..
В результате переработки сахарной свеклы на сахарных заводах «Русагро» вырабатываются два основных побочных продукта – жом и меласса. Жом заводы реализуют сторонним предприятиям, а мелассу используют для дополнительной выработки сахара и выпуска бетаина. В 2017 г. была запущена первая станция дешугаризации мелассы в Тамбовской области, в конце 2019 г. – вторая в Белгородской области. Максимальная мощность переработки мелассы обеими станциями составляет около 310 тыс. тонн. С 2020 г. вся меласса Компании направляется на глубокую переработку, что позволяет дополнительно производить около 100 тыс. тонн сахара и 30 тыс. тонн бетаина в год, благодаря чему «Русагро» вышла в мировые лидеры по производству этой аминокислоты.
Прочие активы
В число активов Компании входит крупяной завод АО «Геркулес», являющийся предприятием по переработке зерновых культур с собственной фасовочной линией. Для канала В2В на заводе производится гречневая крупа и гречневый продел, для канала В2С – фасованная гречневая и рисовая крупы.
Продуктовый портфель Компании включает пять брендов различных ценовых категорий: «Русский сахар», «Чайкофский», Mon Café, «Хороший» и «Брауни». Компания является лидером на рынке потребительского сахара, и торговые марки «Русский сахар», «Чайкофский», «Брауни» и Mon Café занимают лидирующие позиции на рынке в своих сегментах. «Русский сахар» и «Чайкофский» занимают соответственно первое и второе место на рынке белого кускового сахара в России, «Брауни» – первое место на рынке коричневого кускового сахара. Бренды Компании также являются самыми востребованными марками среди российских потребителей, как по данным аудита розничной торговли Компании, проведенного AC Nielsen, так и по данным трекинга потребительских предпочтений, проводимого независимой исследовательской компанией Synovate Comcon. Бренды «Русагро» имеют высокие показатели знания марок, потребления и лояльности покупателей к марке. С 2015 г. Компания также реализует крупы под брендом «Теплые традиции».
В 2020 г. «Русагро» инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие и поддержание сахарного сегмента – на 56 % меньше уровня предыдущего года, что обусловлено завершением реализации проекта строительства станции дешугаризации в Белгородской области. Уже в 2019 г. станция была запущена для переработки мелассы в экстракт, из которого в 2020 г. был произведен дополнительный сахар. В результате основная часть средств (83 %) в 2020 г. была направлена на развитие бизнеса, а на поддержание существующих мощностей сахарного бизнеса было инвестировано 17 % бюджета.
Производство
Объем переработки свеклы в 2020 г. составил 4,0 млн тонн (−30 %), включая 3,7 млн тонн свеклы (−36 %) в сезоне-2020/2021. Около 76 % (+13
В 2020 г. «Русагро» произвела 764 тыс. тонн сахара – на 13 % меньше уровня 2019 г. (−117 тыс. тонн). Этот объем включает 36 тыс. тонн сахара, произведенного из свеклы в начале года в рамках сезона-2019/2020, 105 тыс. тонн (+226 %) сахара из мелассы, полученной от переработки свеклы сезона-2019/2020, и 622 тыс. тонн (−27 %) сахара, произведенного с августа по декабрь 2020 г. в рамках сезона-2020/2021.
Продажи и цены
В 2020 г. продажи сахара составили 881 тыс. тонн, что на 21 % ниже уровня предыдущего года (−212 тыс. тонн). Отрицательная динамика обусловлена сокращением объемов производства из-за меньшего урожая сахарной свеклы в 2020 г. Помимо сахара было реализовано 236 тыс. тонн жома (+38 %), 27 тыс. тонн бетаина (+229 %) и 19 тыс. тонн круп. Рост продаж жома связан с высокими переходящими остатками жома после его производства в сезоне-2019/2020, бетаина – с запуском второй станции дешугаризации. Около 83 % реализуемой продукции относится к сегменту В2В.
Среднегодовая цена реализации сахара «Русагро» выросла на 7 % – до 29,5 руб/кг без НДС – вслед за динамикой рыночных цен (+11 %). В течение года средние цены продажи выросли на 30 % – с 24,9 руб/кг без НДС в первом квартале 2020 г. до 39,2 руб/кг без НДС в четвертом квартале.
Потребительский сегмент
В 2020 г. 21 % объема продаж сахара и 23 % выручки сахарного сегмента «Русагро» пришлось на потребительский сегмент. Снижение показателей на 6 и 4 п. п. соответственно связано с более привлекательной ценовой конъюнктурой в сегменте В2В. Объем продаж сахара под собственными брендами составил 152 тыс. тонн, что на 30 % меньше уровня 2019 г. В 2020 г. бренды «Русский сахар» и «Чайкофский» продолжили занимать первое и второе место на российском рынке белого кускового сахара, а «Брауни» снова стал лидером на рынке коричневого кускового сахара. По результатам исследования AC Nielsen за декабрь 2020 г. суммарная доля рынка четырех брендов сахара «Русагро» – «Русский сахар», «Чайкофский», Mon Café и «Хороший» – составила 46 % (+5,6 п. п.) на рынке кускового белого сахара: «Русский сахар» завоевал 32 % рынка (+1,6 п. п.), «Чайкофский» – 11 % (+1,6 п. п.). Тем временем «Брауни» увеличил на 4,1 п. п. свою долю на рынке коричневого кускового сахара в России, она достигла 29 % по результатам декабря.
Экспорт
В 2020 г. «Русагро» экспортировала 255 тыс. тонн продукции, что на 33 % выше уровня предыдущего года. Основной экспортной продукцией для сахарного бизнеса являются жом и бетаин. В отчетном периоде Компания экспортировала 86 % жома и поставила 204 тыс. тонн продукции (+30 %). Основными покупателями жома стали Китай (42 тыс. тонн), Испания (31 тыс. тонн) и Норвегия (30 тыс. тонн). В 2020 г. стал впервые возможен экспорт жома в Китай: восемь из девяти заводов «Русагро» получили авторизацию Китайской государственной комиссии. Более низкий, чем в предыдущем сезоне, урожай на Юге Европы привел к росту цен в этом регионе, поэтому впервые были осуществлены поставки жома в Испанию, Италию и на Кипр. Весь объем бетаина реализован на экспорт: основными покупателями стали Австрия, Бельгия и США. Объем экспорта сахара составил 3 % от продаж Компании – 24 тыс. тонн сахара (−13 %).
В 2020 г. выручка сахарного сегмента «Русагро» сократилась на 10 % – до 28,1 млрд руб. (−3,1 млрд руб.). Падение выручки обусловлено уменьшением объема продаж на 21 % в связи с сокращением объемов производства (−13 %), вызванного низким урожаем сахарной свеклы в России. При этом Компании удалось увеличить скорректированную прибыль до вычета налогов и амортизации (EBITDA) на 59 % – до 6,4 млрд руб. (+2,4 млрд руб.). Это стало возможно благодаря невысокой относительно цены реализации себестоимости сахара, которая была сформирована в период низких осенних цен в 2019 г. Сбыт же сахара, в том числе, был реализован, когда цены демонстрировали рост на фоне ожиданий падения урожая свеклы. В результате рентабельность по скорректированной EBITDA сахарного сегмента «Русагро» увеличилась с 13 до 23 % (+10 п. п.).
В 2021 г. основными вызовами для сахарного сегмента «Русагро» станет загрузка заводов и станции дешугаризации мелассы на полную мощность, а также адаптация к меняющимся условиям государственного регулирования цен на сахар. Компания продолжит увеличивать эффективность производства через снижение потерь и себестоимости сахара. Важными частями этой работы являются эффективная работа заводов по переработке мелассы, инновации и автоматизация производства. В продажах сахара Компания продолжит фокусироваться на приоритетных промышленных потребителях и розничном сегменте.