Итоги работы «Русагро» в 2020 году
маслоэкстракционные заводы
Совокупная мощность «Русагро» по переработке подсолнечника, в том числе на арендуемых мощностях, составила 4,6 тыс. тонн семян подсолнечника в сутки, или около 1,6 млн тонн в год. В зависимости от уровня масличности сырья и производительности завода это позволяет произвести порядка 660 тыс. тонн сырого масла и 600 тыс. тонн шрота. Помимо этого, «Русагро» владеет заводом по переработке сои на Дальнем Востоке максимальной мощностью 180 тыс. тонн сои в год, что дает около 30 тыс. тонн масла и 140 тыс. тонн соевого шрота в год.
элеваторы
Масложировое бизнес-направление «Русагро» владеет четырьмя элеваторами мощностью хранения 97 тыс. тонн подсолнечника. Компания также пользуется услугами десяти сторонних элеваторов мощностью хранения 260 тыс. тонн подсолнечника на правах аренды. На элеваторах также могут храниться зерновые культуры.
масложировые заводы
В 2020 г. совокупная мощность «Русагро» по производству промышленных жиров составила около 400 тыс. тонн в год, потребительской продукции – 660 тыс. тонн в год, включая 300 тыс. тонн бутилированного масла, 280 тыс. тонн майонеза и соусов на его основе и 80 тыс. тонн потребительского маргарина и спредов. Мощности по выпуску продукции данных категорий расположены на двух масложировых заводах; также с 2018 г. на Безенчукском маслоэкстракционном заводе функционирует линия по рафинации, дезодорации и фасовке масла мощностью 100 тыс. тонн продукции в год.
Бренды
Продуктовый портфель масложирового бизнеса «Русагро» представлен в четырех сегментах: соусы (преимущественно белые), жидкие масла, твердые жиры и мыло. Ключевыми являются бренды соусов «Я люблю готовить», «Мечта хозяйки», «Провансаль ЕЖК», «Оливьез» и бренды маргарина «Щедрое лето», «Саратовский» и «Чудесница». При этом «Я люблю готовить» является зонтичным брендом, объединяющим три локальные марки майонеза: «Московский провансаль», «Саратовский провансаль» и «Новосибирский провансаль».
К прочим брендам относятся бренды растительного масла: масло – «Россиянка», BENEFITTO, «Лето Красно», «Маслава»; маргарин – «Саратовский». Согласно исследованию AC Nielsen, бренды маргарина Компании в 2020 г. занимали 33 % рынка потребительского маргарина в России, а бренды майонеза – более 13 % рынка майонеза. В центральной части России наибольшую узнаваемость имеет «Московский провансаль», на Урале – «Провансаль ЕЖК» и «Щедрое лето». «Щедрое лето» также является брендом № 1 в экспорте из Российской Федерации и занимает лидирующие позиции на рынках Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. «Мечта хозяйки» – лидер рынка в Молдове и Азербайджане, «Оливьез» – в Узбекистане. На рынок Китая продукция поставляется под брендом «Лето Красно».
В 2020 г. «Русагро» инвестировала 1,6 млрд руб. в развитие и поддержание масложирового сегмента. Рост инвестиций на 213 % по сравнению с предыдущим годом связан с запуском новой линии майонезного цеха. На поддержание существующих активов было направлено около 48 % общего объема инвестиций.
Производство
В 2020 г. производство сырого подсолнечного масла «Русагро» выросло на 8 % и составило 672 тыс. тонн (+48 тыс. тонн). Все растительное масло было произведено из семян подсолнечника, из сои в отчетном периоде масло не производилось (в 2019 г. – 18 тыс. тонн). Увеличение выпуска подсолнечного масла было связано с более высоким уровнем масличности семян подсолнечника урожая 2020 г., а также с ростом объемов переработанных семян подсолнечника на 7 % – до 1,5 млн тонн (+101 тыс. тонн). Рост объемов переработки связан с высоким урожаем подсолнечника в 2019 г., дополнительным днем работы (високосный год), а также с продуктивностью заводов (загрузка 98,7 % против 92,4 % в 2019 г.), которая возросла в результате корректировки технологических режимов переработки и более высокого коэффициента технической готовности. Шрота было произведено на 7 % меньше (−42 тыс. тонн) в связи отказом в 2020 г. от переработки сои (в 2019 г. – 81 тыс. тонн). При этом производство подсолнечного шрота выросло на 7 % (+38 тыс. тонн).
«Русагро» выпускает все основные виды промышленных жиров, кроме аналогов масла какао. Больше всего в производственном ассортименте – универсальных маргаринов и жиров, которые являются наиболее востребованными продуктами на внутреннем рынке. В 2020 г. Компания увеличила объем производства промышленных жиров на 102 % – до 328 тыс. тонн, что стало возможно благодаря запуску в июле дополнительной линии для налива промышленных жиров в автоцистерны.
В отчетном периоде выпуск масложировой потребительской продукции «Русагро» увеличился на 2 % – до 338 тыс. тонн (+7 тыс. тонн) – за счет увеличения производства бутилированного масла на 6 тыс. тонн (+4 %) и маргарина и спредов на 3 тыс. тонн (+6 %). Производство майонеза и соусов на его основе сократилось на 1 % (−2 тыс. тонн).
Продажи
В 2020 г. объем продаж всех категорий масложировой продукции «Русагро» остался примерно на уровне предыдущего года (+0,3 %, или +5 тыс. тонн) и составил 1 628 тыс. тонн. В связи с увеличением потребности в сыром масле для выпуска дополнительного объема бутилированной продукции реализация сырого подсолнечного масла вне Компании сократилась на 5 % (−21 тыс. тонн). Сокращение продаж шрота на 9 % (−58 тыс. тонн) произошло в результате отказа от запуска завода по переработке сои. При этом реализация шрота, произведенного из подсолнечника, выросла на 2 % и составила 579 тыс. тонн (+10 тыс. тонн); в 2020 г. также было реализовано 11 тыс. тонн соевого шрота. Помимо этого «Русагро» увеличила в 2020 г. объемы продаж промышленных жиров до 313 тыс. тонн, что на 29 % больше (+70 тыс. тонн), чем годом ранее. Это стало возможно благодаря усилению рыночных позиций. Продажи потребительской продукции показали лучшие результаты за счет более высоких объемов реализации бутилированного масла (+9 %, или +13 тыс. тонн) и майонеза и соусов на его основе (+2 %, или +2 тыс. тонн).
Бренды
В 2020 г. 40 % (+3 п. п.) объема продаж масложировой продукции и 63 % (+3 п. п.) выручки масложирового сегмента «Русагро» пришлось на потребительский сегмент. Масложировая продукция «Русагро» традиционно занимает лидирующие места в домашних регионах. Так, согласно данным AC Nielsen за 2020 г., майонез «Провансаль ЕЖК» занимает первое место и имеет долю на рынке Екатеринбурга 69 % и на рынке Урала – 40 %, а «Московский провансаль» занимает первое место и 31 % рынка Москвы и 24 % рынка в Центральной России. Также по итогам года (AC Nielsen) на рынке Урала первое место с долей 58 % занимает бренд потребительского маргарина «Щедрое лето», а на рынке Поволжья – бренд «Саратовский» с долей 28 %. На уровне России в топ-5 входят два бренда потребительского маргарина «Русагро»: «Саратовский» занимает второе место с долей рынка 13 %, а «Щедрое лето» – четвертое место с долей 11 %.
С точки зрения уровня узнаваемости, согласно исследованиям BrandPuls (третий квартал 2020 г.), в 2020 г. самые высокие показатели у майонезов «Провансаль ЕЖК» (86 % на территории Уральского федерального округа), «Московский провансаль» (80 % на территории Центрального федерального округа и 60 % в России) и «Мечта хозяйки» (56 % в России), а также у масла «Россиянка» (42 % в России). Оценка уровня лояльности к бренду выявила повышенную лояльность уральского потребителя к майонезу «Провансаль ЕЖК» (39 %) и потребителя в Центральном федеральном округе к майонезу «Московский провансаль» (21 %).
Экспорт
В отчетном периоде 44 % всей масложировой продукции «Русагро» было направлено на экспорт – 712 тыс. тонн, что на 7 % больше, чем в 2019 г. Рост в наибольшей степени был связан с увеличением поставок сырого растительного масла, которые составили 339 тыс. тонн (+15 %, или +43 тыс. тонн) – 88 % от общего объема продаж Компании. Также на 60 % – до 37 тыс. тонн (+14 тыс. тонн) вырос экспорт промышленных жиров, которые Компания начала продавать за пределами России только в 2019 г. Более высокий спрос на растительное масло в мире коснулся и бутилированного масла: его экспорт вырос на 18 % и составил 85 тыс. тонн (+13 тыс. тонн). Поставки продукции категорий «потребительский маргарин и спреды» (на экспорт направлено 74 % от общего объема реализации) и «майонез и соусы на его основе» показали рост на 8 и 5 % (+2 тыс. и +1 тыс. тонн) соответственно.
Продукция масложирового бизнеса «Русагро» представлена в 33 странах мира. В 2020 г. почти весь объем сырого растительного масла был реализован в странах Западной Азии. Крупнейшим покупателем шрота (75 % всего экспортированного «Русагро» объема) второй год подряд является Дания, которая приобрела 148 тыс. тонн (+39 %, или +42 тыс. тонн) данной продукции. Основными направлениями сбыта потребительской масложировой продукции являются страны СНГ, такие как Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан. Так, в 2020 г. в Узбекистан было поставлено 45 % объема экспорта потребительской масложировой продукции «Русагро», включая 49 тыс. тонн (+37 %) фасованного масла, 12 тыс. тонн маргарина (−10 %) и 1 тыс. тонн майонеза (+75 %).
Цены
В 2020 г. цены реализации всех категорий масложировой продукции показали рост. В результате увеличения рыночных цен на подсолнечное масло на фоне более низкого урожая масличных культур у ключевых стран – производителей масла и девальвации рубля цена реализации сырого подсолнечного масла выросла на 20 % – до 53,3 руб/кг без НДС. Цена шрота увеличилась только на 6 % в связи с изменением ассортимента: в 2020 г. не было реализации соевого шрота, стоимость которого выше подсолнечного. Рост цен на растительные масла в мире коснулся и пальмового масла, что привело к увеличению цены реализации промышленных жиров «Русагро» на 24 % – до 59,7 руб/кг без НДС.
В отчетном периоде средняя за год цена реализации бутилированного масла «Русагро» выросла на 27 % – до 68,3 руб/кг без НДС, что обусловлено ростом цен на сырое масло. Цены продажи другой масложировой продукции потребительского сегмента также показали рост, хоть и менее значительный. Цена категории «потребительский маргарин и спреды» подросла на 11 % – до 88,8 руб/кг без НДС, а категории «майонез и соусы на его основе» – на 9 % – до 87,3 руб/кг без НДС.
В 2020 г. выручка масложирового сегмента «Русагро» выросла на 22 % – до 76,2 млрд руб. (+13,8 млрд руб.), включая 29,4 млрд руб. (+8 %, или +2,1 млрд руб.) выручки от сырого масла и шрота, 26,8 млрд руб. (+20 %, или +4,4 млрд руб.) – от потребительской масложировой продукции и 18,7 млрд руб. (+60 %, или 7,0 млрд руб.) – от промышленных жиров. Рост выручки связан с увеличением цен реализации всех категорий продукции (от 6 до 17 % в зависимости от категории) и большим объемом продаж промышленных жиров (+29 %), бутилированного масла (+9 %) и майонеза и соусов на его основе (+2 %). На динамику выручки сегмента также оказали положительное влияние рост цен и спроса на мировом рынке, что позволило увеличить выручку от экспортных операций на 37 % – с 25,1 млрд до 34,3 млрд руб. В 2020 г. масложировой бизнес показал самую высокую среди других бизнесов Компании долю экспортной выручки: она составила 45 % по сравнению с 40 % годом ранее.
В результате положительной динамики выручки и высокой доли реализуемой продукции, произведенной из более дешевого подсолнечника урожая 2019 г., а также только частичного отражения финансовых доходов от реализуемой продукции в 2019 г., скорректированная прибыль до вычета налогов и амортизации (EBITDA) выросла на 177 % и достигла 9,4 млрд руб. (+6,0 млрд руб.), а рентабельность по скорректированной EBITDA – на 7 п. п. (с 5 до 12 %).
В 2021 г. мощности производства сохранятся на прежнем уровне, а объем выпуска продукции будет зависеть от результатов закупочной кампании семян подсолнечника и их урожая в новом сезоне, а также от рыночной конъюнктуры, в том числе от курса национальной валюты и мировых цен. На выпуск сырого растительного масла и шрота положительно повлияет решение Компании о запуске «Приморской сои» – завода «Русагро» на Дальнем Востоке России по переработке соевых бобов, где планируется переработать около 60 тыс. тонн сои. В части развития категории «промышленные жиры» основные цели – увеличение рентабельности продукции и дальнейшее усиление позиций на рынке. В потребительском сегменте планируются выход на новые экспортные направления, усиление позиции брендов на внутреннем рынке и вывод новых ассортиментных позиций.
В 2021 г. «Русагро» планирует включить в периметр масложирового сегмента бизнес по производству молочных продуктов, запущенный в 2018 г. В связи с этим намечено сделать ревизию бюджета и подготовить новый план по управлению активами и брендами бизнес-направления «Молочные продукты». Подробнее о результатах работы данного бизнес-направления в 2020 г. в разделе «Молочный бизнес».