Итоги работы «Русагро» в 2020 году
В 2020 г. «Русагро» инвестировала в мясное бизнес-направление 8,8 млрд руб., что на 19 % меньше уровня предыдущего года. Основная часть средств (90 %) была направлена на развитие бизнеса, что связано с реализацией проекта вертикально интегрированного кластера в Приморском крае – закупкой оборудования для мясоперерабатывающего завода и формированием основного стада. Производство свинины в Приморье начнется в 2021 г. и до 2024 г. выйдет на полную мощность. Часть средств была также направлена на завершение проекта по строительству новых свинокомплексов в Тамбовской области (они были запущены в 2019 г. и вышли на полную мощность в 2020 г.) и реализацию проекта по расширению убоя до 2021 г., первый этап которого был завершен в 2019 г.
На поддержание существующих мощностей мясного бизнеса было направлено 10 % бюджета. Инвестиции в поддержание в 2020 г. сократились в два раза по сравнению с предыдущим годом в связи с отсутствием капиталоемких проектов на поддержание в отличие от 2019 г.
В 2019 г. мясное бизнес-направление «Русагро» подготовило и утвердило Стратегию повышения цифровой зрелости бизнеса до 2025 г., состоящую из трех волн: «Определенность» (2019–2021 гг.), «Цифровая трансформация в действии» (2021–2024 гг.) и «Цифровая Компания» (2024–2025 гг.). Основной акцент первой части стратегии сделан на двух группах процессов – выращивании живка и производстве кормов. Основными целями первой волны цифровой трансформации стали:
- повышение качества принимаемых управленческих решений;
- минимизация человеческого фактора в формировании данных: приоритет инструментальных данных над ручным вводом;
- автоматизация и роботизация типовых операций;
- сокращение затрат и операционных потерь;
- минимизация рисков.
Первый этап цифровой трансформации включает в себя следующие области.
- Управление выращиванием живка, логистика живка, процессы технического обслуживания и ремонты свинокомплексов
- Производство кормов, межплощадочная логистика кормов, процессы технического обслуживания и ремонты комбикормовых заводов
- Управление закупками и запасами
В рамках продолжения реализации первой волны цифровой трансформации в 2020 г. была разработана архитектура ERP-системыERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) – организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. ERP-система – конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP., утверждена программа из 55 инновационных проектов с периодом реализациив 2020–2024 гг., а также внедрена новая методология управления инновационными проектами «5 шагов»: идея – исследование – прототип – пилот – масштабирование. В течение отчетного периода бизнес реализовывал следующие проекты.
- Точное управление логистикой между производственными объектами
- Автоматизация управления запасами кормов
- Автоматизация детектирования заболеваемости животных
- Создание предикативно-оптимизационной модели планирования стада свиноматок
- Автоматизация контроля допуска транспорта на производственные площадки для управления биологической безопасностью
- Использование нейросетей, в частности компьютерного зрения, для мониторинга производственных показателей на свинокомплексах
- Создание системы для проведения аудитов по качеству, охране труда и промышленной безопасности, фиксации отклонений и разработки контроля корректирующих действий
- Автоматизация деятельности по взаимодействию с клиентами (обращения, претензии и т. д.) на платформе CRM-системы
Производство
В результате роста поголовья свиноматок и улучшения производственных показателей в 2020 г. «Русагро» произвела 2,6 млн свиней на продажу, что на 23 % выше уровня предыдущего года. Это позволило Компании увеличить в отчетном периоде производство свинины в живом весе на 26 % – до 308 тыс. тонн (+64 тыс. тонн), включая 186 тыс. тонн (+34 %) в Тамбовской области и 122 тыс. тонн в Белгородской области (+17 %). Увеличение производительности цехов мясопереработки, несмотря на сложности, связанные с работой в условиях эпидемии
Количество свиней к убою включает 28 тыс. стороннего живка, что эквивалентно 1 % от общего количества свиней, направляемых на убой.
Для обеспечения растущих потребностей в 2020 г. «Русагро» увеличила и объем производства комбикорма. Он вырос на 18 % – до 886 тыс. тонн благодаря улучшению производительности завода в Тамбовской области и вводу в эксплуатацию купленного у «КапиталАгро» комбикормового завода в Белгородской области.
Продажи и цены
Вслед за ростом производства «Русагро» увеличивала объемы реализации продукции мясного сегмента. Стремясь создать добавленную стоимость, в течение последних пяти лет Компания целенаправленно сокращала долю реализации живых свиней (для сравнения: 13 % в 2020 г. и 47 % в 2016 г.) в пользу выпуска продукции мясопереработки и развития продаж полуфабрикатов под собственным брендом «Слово мясника». По результатам 2020 г. мясной сегмент реализовал 220 тыс. тонн свиной продукции, что на 25 % выше уровня предыдущего года, и 34 тыс. тонн живка (+3 %). Общий объем продаж составил 254 тыс. тонн (+22 %, или 46 тыс. тонн).
Увеличение предложения продукции Компании соответствовало росту спроса, который определял структуру ассортимента. Наибольший прирост в продажах продукции цеха обвалки показали полутуши (+17 тыс. тонн, или +51 %), а также индустриальный продукт и крупный кусок (+16 тыс. тонн, или +16 %). Заметный рост показали и полуфабрикаты (+8 тыс. тонн, или +49 %), объем их реализации увеличился до 23 тыс. тонн.
В 2020 г. среднегодовая цена реализации свиней в живом весе «Русагро» выросла на 6 % – до 80 руб/кг без НДС. Это связано с растущей потребностью крупнейших производителей в живке на фоне временных ограничений предложения в связи с эпизоотической ситуацией. С другой стороны, мощности по убою и обвалке на рынке выросли, поэтому цены реализации на продукцию мясопереработки выросли не так существенно. Исключение составляют субпродукты, рост цен на которые обусловлен высокой экспортной альтернативой по направлениям Гонконг и Вьетнам, а также возросшим спросом со стороны компаний – производителей кормов для животных Mars и Nestlé.
Потребительская продукция
В 2020 г. 25 % продаж и 37 % выручки мясного бизнес-направления «Русагро» пришлось на потребительский сегмент (без учета экспортных продаж). Увеличение обоих показателей на 2
В рамках реализации стратегии по завоеванию розничного рынка, в том числе обновлений в ассортименте и продвижения на телевидении, «Русагро» увеличила позиции собственного бренда мясной продукции «Слово мясника» на российском рынке. Продажи продукции под собственным брендом выросли на 56 % – с 13 тыс. до 20 тыс. тонн. Согласно аудиту розничной торговли в канале «Современная розница», проводимого международным агентством AC Nielsen, по результатам 2020 г. доля рынка бренда «Слово мясника» выросла на 1,3
В 2020 г. произошло существенное изменение привычек потребителей на фоне ограничений и изоляции, которые привели к росту потребления крупнокусковой категории и замедлению переключения на категории с добавленной стоимостью. Дистанционная работа ключевых партнеров затрудняла рассмотрение вопросов о вводе новинок и расширении ассортимента. Несмотря на данные обстоятельства, удалось своевременно согласовать листинг нового ассортимента с ключевыми клиентами и обеспечить желаемые результаты.
Экспорт
В 2020 г. «Русагро» увеличила экспорт мясной продукции на 105 % – до 31 тыс. тонн (+16 тыс. тонн). Это стало возможно благодаря получению аттестации категории «крупный кусок» во Вьетнаме, расширению экспортного ассортимента и увеличению клиентской базы.
Почти половина (44 %) экспортируемой продукции пришлась на полутуши, 37 % – на крупный кусок и индустриальный продукт и 19 % – на субпродукты. Беларусь, как и в прошлые годы, является основным экспортным направлением с долей 56 %. В 2020 г. «Русагро» увеличила объемы экспорта в этом направлении с 5 тыс. до 18 тыс. тонн в связи с ростом конкурентоспособности по цене российской свинины по сравнению с внутренними ценами стран СНГ. Еще 7 тыс. тонн (+15 %) было реализовано в Украину. Поставки в страны Азии – Гонконг и Вьетнам выросли на 43 % – с 4 тыс. до 5 тыс. тонн. В 2020 г. «Русагро» впервые осуществила поставку крупного кускового мяса во Вьетнам (1 тыс. тонн).
В 2020 г. выручка мясного сегмента «Русагро» выросла на 26 % – до 32,4 млрд руб. (+6,6 млрд руб.). Это стало возможно благодаря выходу на полную мощность новых свинокомплексов и росту производительности цехов убоя и обвалки, а также успехам в реализации мясной продукции на экспорт. Несмотря на рост цен зерновых культур, рентабельность бизнеса увеличилась на 1
В 2021 г. «Русагро» планирует увеличить объем производства свиней примерно до 2,8 млн голов. Это будет достигнуто за счет увеличения загрузки производственных мощностей и роста продуктивности. Улучшение управления стадом и его генетического потенциала окажет положительное влияние на производственные результаты мясного бизнеса. В дополнение к этому осенью планируется начать отгрузку товарных свиней со свинокомплексов в Приморском крае. Тем временем выход на целевые показатели проекта по увеличению производительности цехов убоя и обвалки, достигнутые за счет выравнивания производственной цепочки, позволит сохранить высокую долю живка, направляемого в цех убоя и обвалки, и увеличить рост выпуска потребительской мясной продукции. Компания продолжит развивать продажи под собственным брендом и наращивать экспортные поставки на ключевых рынках, в частности во Вьетнам. На доходы бизнеса в 2021 г. негативно повлияют высокие цены на зерновые культуры урожая 2020 г. и низкий курс рубля относительно ключевых мировых валют.